Самостоятельное оформление паспорта отходов
В ходе деятельности различных организаций неизбежна выработка мусора, в том числе токсичного, опасного для окружающей среды, живых организмов, людей. Многие виды отходов имеют длительный период разложения, превышающий 30 и более лет. В соответствии с требованиями действующего законодательства разработаны 4 класса опасности мусора, для каждого из которых разработан отдельный паспорт по утилизации.
Назначение и особенности паспорта отходов
Вся информация о характеристиках определенных видах мусора, их токсичности и степени влияния на окружающую среду концентрируется в документе, имеющем наименование паспорта отходов. Данное название закреплено в статье 14 Федерального закона №89.
Исходя из категории опасности мусора, назначаются и выполняются мероприятия по работе с ним:
- в паспорте отходов фиксируются требования к подготовке помещений и резервуаров, в которых предполагается складирование мусора;
- документ регламентирует требования к транспорту, задействованному в сборе и последующей утилизации отходов;
- также паспорт отходов содержит параметры переработки и захоронения мусора, наиболее безопасные для выбранной категории;
- в документе указываются требования к персоналу утилизирующих организаций, содержатся инструкции по работе с определенными классами продуктов переработки.
В зависимости от количества категорий опасности мусора оформляется такое же число паспортов. Каждый документ не имеет конечной даты. При этом обнаружение дополнительных характеристик требует переработки и дополнения паспорта.
В документе, состоящим из двух листов, обязательно указывается описание и компонентный состав отходов, отнесение их к определенной категории опасности. Также присутствует информация о собственнике мусора и описание работ, в результате которых образовались продукты переработки. Обязательно составление паспорта по форме, регламентированной требованиями действующего законодательства.
Наличие паспорта отходов обязательно для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для расчета экологического налога и организации работ по сбору, содержанию на складе, транспортировке и переработке мусора. Если данный документ отсутствует или заполнен с ошибками, несоблюдением стандартов, проверяющие органы фиксируют нарушение действующего законодательства. Последствия – наложение штрафа или временная приостановка работы организации.
Классы опасности мусора
Грамотное оформление паспорта возможно при правильном отнесении отходов к категории опасности. В соответствии с действующим законодательством, все виды мусора делятся на 5 классов:
- к первой категории относятся отходы, не имеющие срока разложения. Такой мусор является одним из наиболее опасных для экологии;
- вторая группа отходов является очень опасной. Средний период нейтрализации составляет около 30 лет;
- класс опасного мусора содержит вещества, на разложение которого потребуется от 3 до 10 лет времени;
- категория малоопасных отходов состоит из веществ, нейтрализующихся в срок порядка 3 лет;
- неопасным считается мусор, разложение которого происходит в естественных условиях за период от нескольких дней до 3 лет.
Для определения категории опасности необходимо воспользоваться информацией в приказе Минприроды № 541. Документ регламентирует принадлежность отходов к классам от первого до пятого. Определить категорию отходов можно по Федеральному классификатору. В данном регламенте указаны критерии отнесения мусора к категориям. Учитываются состав и физические свойства вещества, природа его происхождения.
Также категорирование отходов осуществляется с помощью лабораторного анализа вещества. По результатам исследований направляется заявка в Роспотребнадзор. В документе фиксируются предложения по отнесению веществ к определенной категории. Такой подход дает достоверный результат, но на процедуру требуется потратить более 2 месяцев времени.
На какие отходы не требуется оформление паспорта
В соответствии с действующим законодательством, не все виды отходов подлежат паспортизации. Подготовка документов не требуется для следующий категорий мусора:
- вещества, оказавшиеся в атмосфере после выбросов, а также радиоактивные отходы, биологический мусор;
- отходы, образовавшиеся в результате деятельно лечебных учреждений, а также выброшенные в воду;
- отходы, наносящие вред озоновому слою земли, не требуют паспортизации в соответствии с действующими стандартами;
- бытовые и офисные отходы, пищевые продукты с истекшим сроком годности, неликвидная продукция относятся к 5-ой категории. Такой мусор является саморазлагаемым и не требует оформления паспорта.
Если отходы относятся к пятой категории, оформление паспорта не требуется. Но, владелец мусора обязан предоставить документы, подтверждающие отнесение к данному классу. Для этого необходимо предъявить протоколы лабораторных анализов с подтверждением категорирования, описание технологии образования отходов, перечень параметров и состава мусора. Также паспортизация не требуется если юридическое лицо имеет официальный документ о признании продуктов переработки безопасными.
Особенности оформления паспорта отходов
Технология подготовки паспорта отходов стандартизована и регламентирована действующим законодательством. Компании, имеющие лицензии на данный вид деятельности, осуществляют работы в следующем порядке:
- в первую очередь имеющиеся отходы подвергаются инвентаризации. Возможно наличие у заявителя разных видов мусора;
- с помощью специализированного оборудования берутся пробы вещества. Полученные образцы направляются в лабораторию на изучение;
- по завершению процесса обследования составляется протокол. Результаты сравниваются с параметрами, утвержденными в классификаторе;
- на основании полученных данных разным видам отходов присваиваются определенные категории. Далее оформляется и выдается заказчику паспорт.
Если в классификаторе отсутствует конкретный тип мусора, требуется организация дополнительной экспертизы. Полученные в результате исследований результаты направляются в Роспотребнадзор. В течение установленного периода времени заявка рассматривается, новая форма отходов добавляется в классификатор. Только после завершения данной процедуры становится возможным оформление паспорта.
Самостоятельное оформление паспорта отходов
При наличии навыков работы с законодательством в сфере экологии, разработать паспорт отходов можно своими силами, без привлечения лицензированных организаций. При этом полностью исключить ошибки, соответственно потенциальные нарушения, невозможно. Порядок действий при оформлении документации следующий:
- необходимо провести анализ основных характеристик мусора, сравнить данные с параметрами классификатора. В технических регламентах указана информация о составе веществ. Если параметры соответствуют данным классификатора, отходам присваивается соответствующий класс опасности;
- при успешном выполнении первого этапа оформляется паспорт, форма которого должна соответствовать нормативным документам. Копия документа с приложениями направляется в Роспотребнадзор;
- при отсутствии в утвержденном классификаторе информации об определенном типе мусора, ответственным сотрудникам организации требуется своими силами определить категорию опасности. Сделать это необходимо в течение 90 суток с момента складирования отходов на площадях предприятия;
- определить класс опасности можно с помощью лабораторного анализа. Для этого в обязательном порядке потребуется привлекать специализированные компании, имеющие соответствующие стенды. После завершения исследований заявителю выдается протокол;
- комплект документов направляется в Роспотребнадзор. В заявлении от предприятия указывается потребность в категорировании мусора по классу опасности. Скачать необходимый список документов можно на сайте организации;
- после получения согласования Роспотребнадзора и включения данного вида мусора в классификатор оформляется паспорт отходов. Копия вместе с сопроводительными документами снова направляется в государственные органы контроля.
Отправить паспорт можно заказным письмом или вручить представителям организации лично.
Если паспортизация отходов проводится без привлечение специализированных компаний, с определением состава мусора могут возникнуть сложности. В этом случае можно воспользоваться справочниками и ГОСТами. Также организации могут получить проблемы при заполнении документации, определении свойств мусора, выявлении состава отходов.
Если при оформлении паспорта допущены ошибки или нарушены сроки определения свойств отходов, на организацию могут быть наложены штрафные санкции. Лучше всего воспользоваться помощью сертифицированных специалистов.
Как проходит паспортизация с привлечением профессионалов
Если руководство организации принимает решение о проведении паспортизации силами лицензированных компаний, ответственность за правильную подготовку документации перекладывается на подрядчика.
В стандартные работы по паспортизации входят услуги специалистов-экологов, инвентаризация состава мусора, сравнение с данными в классификаторе. При необходимости специалисты берут анализы отходов и проводят комплексное исследование.
Также в состав услуг входит оформление документов, переписка с Роспотребнадзором, подготовка и оформление паспорта, направление копий в контролирующие органы. Стоимость услуги рассчитывается индивидуально, зависит от объема и сложности работ.